В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей. Раздражение, волнение, снижение иммунитета, шум, ссоры, крики; стрессовые ситуации – все эти факторы, сказываются на состоянии глаз и всего организма увеличивают возможность их заболеваний. Нарушение зрения у детей возникает незаметно. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются, то есть возникает астенопия – переутомление, на смену которой может прийти болезнь. Причина не только в нечёткой фокусировке на сетчатке глаза, зависящая от строения глаза, но и в чрезмерных усилиях цилиарной (внутриглазной) мышцы, которые прилагаются при разглядывании близких или удалённых предметов.Необходимо как можно раньше выявить причину снижения зрения ребенка, обратиться к специалисту, строго выполнять его рекомендации.
Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения.
Более того, уже 4-5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 ч в день , у школьников среднего и старшего возраста — 8-10 ч в день. Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств. Наиболее часто в школьном возрасте встречаются спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость. Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций. Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную - предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную - предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения. Большое значение имеет проверка зрения у детей школьными медицинскими работниками 2 раза в год, а так же профилактические осмотры в декретивных возрастах - при поступлении в школу, после 4-го класса, в 8, 9 и 11 классах.
Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время. В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно - непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Исследования показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость. Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.
Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски. Доска должна быть из материалов хорошего качества, обязательно с подсветкой.
Для профилактики нарушений зрения у детей можно рекомендовать соблюдение нескольких простых правил:
Комплекс упражнений для тренировки глаз
Китайский точечный массаж для глаз
Осуществляется - кончиками пальцев. Точки расположены непосредственно вокруг глаз. Выполняют 2 раза в день – утром и вечером. Пульсация и в некоторых случаях незначительная боль - верный признак того, что вы правильно нащупали нужную точку. Нажимать на точки надо ритмично, одновременно обоими большими или указательными пальцами. Кончики пальцев должны производить круговые движения по часовой стрелке с радиусом вращения в 1-2 мм в области каждой из парных, одновременно массируемых точек (точки 1-3 на рисунке). При выдохе следует легко или со средним усилием нажимать на точки, при вдохе - продолжать вращение без нажима. Каждую точку массируют таким образом на протяжении 8 вдохов-выдохов.
Точка 1 (тиан-инг) – выступающая часть глазниц у начала бровей - боль в глазах при перенапряжении и усталости, снижение остроты зрения, боль при хроническом воспалении лобных пазух, насморк и мигрень.
Точка 2 (инг-минг) – по бокам переносицы - неприятные ощущения и чрезмерная чувствительность к давлению дужки очков, начинающиеся простудные заболевания носоглотки, заложенность носа.
Точка 3 (си-бай) – нижняя окружность глазниц напротив зрачков- физическое, нервное и умственное переутомление, зубная боль, воспаление придаточных пазух носа (гайморит).
Точка 4 (тай-янг) - неспецифическая головная боль, особенно в области лба, расстройства сна при перегрузках, боль в глазах, дрожание век и глаз, повышенное кровяное давление - большими пальцами захватите переднюю часть висков (в точках 4). Костяшками согнутых указательных пальцев совершайте движения над глазами. Начните от переносицы, далее проведите пальцы под бровями, потом обратно (снова над глазами) по направлению к кончику носа, и вновь повторите движение от переносицы. Сделайте 8 таких движений. В конце массажа несколько раз ущипните себя за переносицу, каждый раз сжимайте кожу примерно секунду и затем отпускайте. На некоторое время закройте глаза ладонями. Попробуйте ощутить положительное действие массажа.
Итак, если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно у него появились проблемы со зрением.
Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременное обращение к врачу сохранит школьнику зрение и предотвратит его дальнейшее ухудшение. Только при совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить или предотвратить нарушения зрения.
Врач офтальмолог 1 категории,
заведующая офтальмологическим отделением УЗ «ВДОКЦ»
О.Л. Ткачёнок