Здравоохранение является сферой деятельности повышенного риска. Для сравнения, риск гибели в авиакатастрофе составляет 1 к 3 000 000 перелетам, а риск смерти пациента в результате предотвратимого несчастного случая в медицинской практике составляет 1 к 300.
Основные факты:
Нежелательные явления, вызванные небезопасным оказанием медицинской помощи, как представляется, являются одной из 10 основных причин смерти и инвалидности во всем мире.
По оценкам, в странах с высоким уровнем дохода при оказании стационарной помощи вред причиняется каждому десятому пациенту. Вред может быть причинен в результате ряда нежелательных явлений, почти 50% из которых можно предотвратить.
Каждый год в результате небезопасного оказания медицинской помощи в больницах стран с низким и средним уровнем дохода происходит 134 миллиона нежелательных явлений, от которых ежегодно умирает 2,6 миллиона пациентов.
Во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов. В 80% случаев причинение вреда можно предотвратить.
15% всех расходов и рабочей нагрузки в больницах являются прямым следствием нежелательных явлений.
Каждый этап, каждая манипуляция, каждое вмешательство в процессе оказания помощи имеет определенную степень риска.
Основные направления медицинской деятельности высокого риска:
Уход за пациентами
Соблюдение алгоритма идентификации личности всеми сотрудниками и при каждом контакте с пациентом: использование не менее 2-х идентификаторов, (например, Фамилия, Имя, Отчество полностью и года рождения)
!Не применимы: номер палаты, инициалы, символы!
Эпидемиологическая безопасность
Внедрение надлежащей практики гигиены рук.
Лекарственная безопасность
Реализация корректирующих мероприятий в целях обеспечения правильных условий хранения лекарственных препаратов: уменьшение запасов и соблюдение правил хранения расходных материалов, лекарственных препаратов в подразделениях, внедрение контроля за лекарственными препаратами с истекающим сроком годности и др.
Хирургическая безопасность
Безопасность в приемном отделении, четкое разделение потоков пациентов в приемном отделении, создание условий для своевременного оказания неотложной помощи вне зависимости от времени суток, возможность взаимодействовать со всеми подразделениями и службами круглосуточно и др.
Медицинская помощь должна быть безопасной!